Просмотров: 509 Наука и образование Но я никогда не кончу, заговорив о Чехове: вспоминаешь и то и это, и чем более отдаляешься и вспоминаешь, тем большим благоговением проникаешься к этому чудесному человеку. Как я счастлив, что был его современником, и как горжусь, что был его приятелем!» Меня много раз занимала мысль о духовном хозяйстве Чехова, — пишет в своих воспоминаниях известный беллетрист Петр Алексеевич Сергеенко, товарищ Чехова еще по таганрогской гимназии, друг его от дней молодости до смерти17. — Как и что у него там делается? Я обожал его писательский талант, но мне всегда казалось, что для полного развития его необыкновенного дарования не хватало того духовного рычага, упирая на который сдвигают не только горы с места, сочинение на тему что значит быть счастливым
но и предрассудки человеческие. Но мне никогда не приходилось при разговорах с Чеховым спускаться по этим вопросам с ним до дна. У Чехова не было тяготения к беседам об отвлеченных вопросах. В очерках его кое-где вспыхивают искры религиозного искания, но сейчас же и меркнут, как разноцветные бенгальские огни на темном фоне ночи». Из всех многочисленных разговоров со своим школьным товарищем и другом Сергеенко запомнил только два относящихся сюда, хотя тоже не очень выразительных разговора. Один раз говорили об одном молодом писателе. Чехов находил, что писать ему надо, но, к сожалению, у него «нет стержня». — У него прежде всего нет Бога, — сказал Сергеенко. Чехов поморщился. — У него нет стержня, — поправил он. — Понимаешь, сво Его стержня, — повторил он, как будто досадуя, что я не пони Маю такой простой вещи, как стержень и вместо ясного и оп Ределенного понятия подсказываю что-то другое. Второй разговор относится к осени 1900 г., в Крыму, когда только что умер любимый Чеховым за его талант и сроднившийся с ним за многие годы дружбы Левитан. — Бедный Левитан, — сказал Чехов. — Даром пропал чело Век! «Я, чтоб сказать что-нибудь, — рассказывает Сергеенко, — спросил: почему же пропал?» — Он мог бы еще долго жить. Сергеенко, автор пьесы о «Сократе», тогда только что законченной, вставил: — Сократ говорит, что следует заботиться не о том, чтобы Жить во что бы то ни стало, а только о том, чтобы жить хоро- Веуа или неверие (Религия Чехова) 889 Шо. Левитан жил не плохо и сделал, что мог... Быть может, болезнь его, т. е. мысль о приближении конца и способствовала накоплению автор и его герой в севастопольских рассказах
в нем той духовной квинтэссенции, которую он внес в свои произведения и сделал их бессмертными. — Левитан боялся смерти и не хотел умирать, — прогово Рил Чехов с оттенком суровости в голосе. — Боялся, быть может, пока перед ним не сползла завеса. Чехов сделал нетерпеливое движение и прервал меня. —- Он ни во что это не верил, в тамошнее. Да и что там? Ничего там нет, — сказал он с поразившей меня горячностью. Но сейчас же спохватился и затормозил себя, и вяло заговорил о чем-то незначительном. Вопрос о вере, таким образом, был снят с очереди. Комментарии к данной новости отсутствуют.
Близкие материалы по теме: |